Гончарное искусство столь притягательно, что уже после того, как вам, — пусть даже один раз,- довелось поработать на гончарном круге, у вас может возникнуть непреодолимое желание приобщиться к этому завораживающему мастерству, купить себе такой круг и творить на нём созидая прекрасное. Если это именно ваш случай, то, как правило, возникает вопрос — а с чего же лучше начать.
Я бы не рекомендовал начинать свои первые шаги в этом направлении именно с покупки гончарного круга. Во-первых, его приобретение дело довольно затратное (достойный гончара круг недёшев) и ответственное. Сегодня на рынке предоставлено очень большое количество моделей гончарных кругов, как иностранного, так и российского производства, различных по своей цене и по важным для работы качествам. Не имея определённых знаний новичку очень легко ошибиться при его самостоятельном выборе и приобрести, как выяснится позже, не совсем то, что хотелось бы. Во-вторых, вы изначально должны понимать, что научиться создавать формы на нём дело довольно хлопотное, требующее постоянного внимания, времени, упорства и самоусовершенствования. И как бы там красиво не обещали в рекламах мастер-классов и курсов от некоторых гончарных мастерских, — освоить за короткое время это ремесло не получится. Некоторые мастера для полноты понимания трудностей сравнивают своим ученикам гончарный круг и обучение гончарному делу с обучением игре на музыкальном инструменте; и такое сравнение выглядит вполне обоснованно. От себя я бы даже ещё добавил: круг нужно отождествлять с далеко не самым простым музыкальным инструментом. Потому, перед тем, как приобрести круг, следует для начала испытать себя на этой стезе, и обстоятельно взвесить все «за» и «против». Для начала можно выбрать какую-нибудь мастерскую и записаться на гончарный курс (обычно это 4-8 занятий), где вы получите свои первые базовые знания и навыки в гончарном деле. Будет гораздо лучше, если такие занятия будут носить не групповой, а индивидуальный характер, — так удастся усвоить гораздо больше.
Помимо приобретения теоретических знаний на этих уроках вы при помощи мастера-гончара, который будет постоянно контролировать и направлять вас, создадите свои первые изделия. У вас появится понимание, того насколько это труднее, чем могло казаться раньше. На последнем из занятий попробуйте на какое-то время полностью отказаться от помощи мастера и самостоятельно воспроизвести какие-то из ваших изделий. Это окончательно убедит вас в том, что гончарное искусство — это совсем не простое направление, и на быстрый результат здесь рассчитывать не приходится. При этом ни в коем случае не надо винить себя за то, что вы по каким-то причинам плохо усваиваете материал или же мастера за то, что он «не умело» преподносил его вам. Отчаиваться, конечно же, тоже не стоит, — ведь вам всего лишь доведётся опытным путём прочувствовать первые сложности и осознать наличие последующих трудностей гончарного ремесла. И, если ваше желание освоить его велико, трудности никак не должны останавливать вас. После этого единственным моментом серьёзно препятствующим вашему начинанию, станет возможное отсутствие для освоения такого хобби свободного времени ввиду основной вашей занятости. Но и в этом случае бросать своё увлечение керамикой нет необходимости, — ведь можно создавать свои изделия и в других техниках, не требующих долгого освоения и дающих ничуть не меньше возможностей для творческого самовыражения. Неплохой альтернативой будет, например освоение метода шликерного литья керамики в гипсовые формы или, как его ещё называют — литьё фарфора. Здесь вполне уже можно рассчитывать на быстрые результаты.
И всё же, продолжая эту статью исхожу из того, что ваше желание заниматься гончарным делом после полученного опыта не иссякло и вы намерены продолжить начатое.
Для дальнейших действий лучшим решением будет договориться на базе выбранной мастерской об аренде небольшого творческого пространства, что называют ещё сегодня модным словом коворкинг. В рамках такой договорённости вы получите доступ к гончарному кругу и другому оборудованию мастерской, а так же возможность обжигать все свои изделия. Вы сможете регулярно приходить, чтобы закреплять свои навыки и усовершенствовать их.
Будет совсем замечательно, если со временем вы договоритесь посещать мастерскую не по каким-то изначально договоренных и намеченным часам и дням, а в более удобные для вас дни и время. Ведь помимо всякого рода возможных обстоятельств надо учитывать и то, что (как и в любом искусстве) лучшим созидательным фактором является вдохновение для творчества, а ему не прикажешь приходить к нам в какие-то конкретные часы и дни. Можно, конечно, (предварительно проконсультировавшись с мастером-гончаром) приобрести гончарный круг и заниматься на нём дома, но регулярная в домашних условиях работа с глиной, глазурями, цветовыми пигментами и другими материалами может справедливо не прийтись по душе вашим близким, да и за советом по поводу возникшей в процессе работы тупиковой ситуации в отличие от варианта обучения на базе мастерской обратиться будет не к кому. В любом случае периодически у вас будет возникать необходимость в дополнительных индивидуальных занятиях с мастером, что в условиях мастерской реализовать будет гораздо проще и во многих случаях куда менее затратно, чем прийти на необходимый мастер-класс со стороны.
При таком подходе со временем вы обязательно станете замечать результаты говорящие о вашем уверенном продвижении вперёд, ощутите свой творческий рост, — это будет ещё более вдохновлять вас и придавать энергию для воплощения ваших идей и задумок на пути к намеченной цели.
Я же желаю вам всех благ на творческом пути и завершаю статью с надеждой, что она была для вас полезной.
Александр Конышев