Литьё фарфора или, как его ещё называют — шликерное литьё в гипсовые формы, набирает всё большую популярность в среде, как начинающих керамистов , так и среди тех чьё увлечение керамикой уже выходит за рамки хобби. В большинстве случаев это связано с тем, что этот широко применяемый на крупных производствах метод позволяет поставить своё творчество на поток и выпускать свои изделия уже тиражами. Это немаловажно в случаях заказов абсолютно идентичных по своей форме изделий, таких как например составляющие
столовых или чайных сервизов, корпоративные подарки или же сувенирная продукция. Не говоря уже о тех заказах, что по мере вашего творческого роста вполне вероятно будут поступать со стороны желающих подчеркнуть свою индивидуальность кафе или ресторанов.
Но есть среди нас керамистов и те, что создают таким способом — настоящие уникальные авторские произведения. «Но как же так ?! И где же ?! Где же тут авторская составляющая ?!», воскликнет критик, тут же сославшись на то, что данная метода предусматривает гипсовое клише, а значит всё это ваше литьё керамики не иначе как шаблон и штамповка. И потому, дабы хоть как-то нивелировать подобный шаблон в мышлении, коснёмся этой темы уже более обстоятельно. И начнём, как раз с самой гипсовой формы.
Перед тем, как начать её использовать к производству керамических изделий, такую форму необходимо ещё, исходя из нашей творческой задумки изготовить и подготовить к работе. Её конечно же можно снять и с уже готового, например купленного в магазине какого-нибудь изделия (тарелка, чашка, ваза и пр.), что безусловно гораздо легче и в общем-то на первых порах вполне приемлемо, чтобы «набить руку». Но в случае, когда в будущую задуманную нами форму изделия заложена индивидуальная авторская фантазия (да, да, уже и на начальном этапе она вполне себе присутствует), конечно же надо обладать всеми необходимыми знаниями и навыками для того, чтобы суметь изготовить модель такой формы самостоятельно. И только после того, как она полностью будет готова, можно приступать к процессу завершением которого будет появившееся на свет изделие. И вот тут перед нами открывается просто безграничное поле для того, чтобы реализовать свой творческий авторский потенциал. Ведь способов декора такого изделия — превеликое множество. Его можно расписать ангобами или глазурями, подглазурными или надглазурными красками, оформить в технике сграфитто и многими, многими другими способами, при желании даже комбинируя их. По большей части именно здесь и проявляет себя в технике шликернго литья фарфора тот полёт, что называется самовыражением автора. И вопреки всем тем критикам, что завсегда готовы уколоть и обидеть художника , упрекнув его в том, что холст по которому он пишет «не самотканный» — на выходе будем иметь самое , что ни на есть настоящее уникальное авторское изделие.
Кстати, само обиходное название метода — литьё фарфора, довольно условно. Таким способом можно создавать керамические изделия не только из фарфоровых литейных масс, но и из фаянса и даже из доведённой до нужной консистенции (распущенной) комовой глины.
В настоящее время на интернет ресурсах не так много информации касающейся технологии шликерного литья керамики в гипсовые формы, а та что и есть, при анализе её в целом выглядит довольно противоречиво. Что же касаемо обучения литью фарфора, то да, в некоторых государственных (и не только) учреждениях этой темы немного касаются в рамках общего базового керамического курса и потому полного представления и необходимого объёма навыков, как правило, не даёт. В связи с чем нами и был разработан и запущен индивидуальный авторский КУРС ПО ЛИТЬЮ ФАРФОРА ОТ СТУДИИ «ИЗУКРАС» целиком и полностью посвящённый этому направлению. Здесь вы гарантированно научитесь всему тому, чтобы в дальнейшем создавать свои изделия уже вполне самостоятельно. Так что если вы действительно заинтересовались этой техникой, то прогуглив на различных ресурсах все доступные на сегодня соответствующие предложения, принимайте решение.
В завершение этой статьи, на всякий случай отмечу, что формат нашего курса совершенно не подходит для тех мероприятий, что предусматривают так называемую «развлекательную часть». Целевой вектор нашего мероприятия направлен совершенно в другую сторону.
На этом пожалуй ненадолго прервусь. Надеюсь, что эта статья была для вас полезной.
С Вами был — Александр Конышев.